Тенофовир и почки

Нефротоксический потенциал тенофовира был показан в целом ряде исследований, но остается не вполне ясно, насколько он значим, и каковы клинические последствия его применения. В ноябре журнал Clinical Infectious Diseases публикует масштабное десятилетнее когортное исследование канадских ученых, проливающее свет на то, как сильно тенофовир влияет на функцию почек.

В исследовании использованы данные 2352 пациентов из когорты Clinique Médicale du Quartier Latin (Маонреаль, Канада), сформированной в 1997 году. Тенофовир был одобрен государственным регулятором США (FDA) в 2001 году, соответственно, имеющиеся данные были изучены за период применения этого препарата — с 1 января 2002 по 7 марта 2012 года. В указанный период когорта включала 2058 пациентов, 630 были исключены из исследования по причине длительных перерывов в наблюдении, данные 242 пациентов были исключены из-за отсутствия данных о скорости клубочковой фильтрации (СКФ) или иных необходимых данных, а в 143 случаях отсутствовала любая антиретровирусная терапия.

Влияние тенофовира изучалось на отобранной части когорты, включающей 1043 пациента, в этой группе была произведена количественная оценка снижения СКФ у пациентов, получавших тенофовир, в сравнении с ВИЧ-инфицированными, получавшими иные антиретровирусные препараты. Медиана периода наблюдения составила 7,9 лет, медиана возраста участников — 39,3 года, женщин в исследуемой группе было 3,8%. Медиана числа измерений СКФ в группе тенофовира — 19 раз (межквартильный размах 10-30), для получавших другие АРВ-препараты — 25 (межквартильный размах 15-34).

Кривая Каплана-Мейера кумулятивного снижения функции почек, стратифицированная по длительности антиретровирусной терапии
Кумулятивное снижение функции почек, TDF vs прочие режимы АРВТ
Непрерывная кривая: воздействие тенофовира; прерывистая кривая: воздействие иных режимов АРВТ.
Ось X: длительность, годы; ось Y: кумулятивное число случаев.
Laprise C et al. Clin Infect Dis. 2012; cid.cis937.

В общей сложности был зафиксирован 271 случай снижения функции почек за 4285 человеко-лет наблюдений, в группе тенофовира число случаев составило 133 за 1809,66 человеко-лет (частота 73,5 на 1000 человеко-лет, 95% ДИ, 62,0-87,1), для других режимов АРВТ — 138 случаев за 2475,34 человеко-лет (частота 55,8 на 1000 человеко-лет, 95% ДИ, 47,2-65,9).

Пациенты в группе тенофовира имели на 63% выше риски нарушения функции почек (скорректированное отношение шансов 1,63; P=0,000) по сравнению с пациентами, получавшими иные антиретровирусные режимы.

Следует заметить, что авторы обращают внимание на ряд ограничений данного исследования, например, низкий (менее 5%) процент в группе пациентов с явлениями сахарного диабета и ряд других популяционных ограничений. Также могло оказать влияние то, что измерение СКФ не в полной мере отражает изменение функции почек под влиянием преимущественно тубулотоксичного тенофовира.

Более высокая скорость снижения функции почек характерна для первых лет терапии тенофовиром. Авторы подчеркивают, что бесспорная нефротоксичность тенофовира является относительно «мягкой» и не несет значительных рисков для большинства пациентов, но безусловно должна учитываться клиницистами и требует дальнейшего исследования.

Babatunde E. Edun, MD, и Helmut Albrecht, MD, комментируя данное исследование в Journal Watch HIV/AIDS Clinical Care 21 декабря, заметили: «Существуют хорошие шансы на то, что в ближайшем будущем с появлением нового пролекарства GS-7340, исследования которого находятся в финальной стадии, и в отношении которого разработчиками заявлена высокая эффективность и низкая токсичность, дискуссия о нефротоксичности тенофовира приобретет академический характер».


  • Laprise C, Baril JG, Dufresne S, Trottier H. «Association Between Tenofovir Exposure and Reduced Kidney Function in a Cohort of HIV-Positive Patients: Results From 10 Years of Follow-up» Clin Infect Dis. 2012 Dec 12. [Epub ahead of print]