Ингибиторы интегразы — «соломка» на случай вирусологического «падения»

15 января в журнале PloS One опубликованы данные мета-анализа, которые продемонстрировали определенные преимущества ингибиторов интегразы ВИЧ в качестве препаратов первой линии терапии. Исследователи из Бельгии и Нидерландов провели объемный анализ накопленных данных использования ингибиторов интегразы в клинической практике.

Ингибиторы интегразы (ИИ) блокируют фермент вируса, участвующий во встраивании провирусной ДНК в геном клетки-мишени. Первым зарегистрированным в США ИИ стал в 2007 году ралтегравир, он одобрен для медицинского применения в РФ 29.09.2008 под торговой маркой Исентресс. Второй представитель этого класса — элвитегравир, сейчас доступен в ряде стран в составе нового препарата «Стрибилд». В этом году ожидается регистрация в США третьего препарата из этой группы — долутегравира.

В ходе исследования произведен поиск научных трудов по базам данных MEDLINE и Web-of-Science за период с апреля 2006 года по ноябрь 2012 года. В исследование было включено 16 из 48 предварительно отобранных уникальных исследований ингибиторов интегразы в терапии как наивных пациентов, так и лиц, ранее получавших антиретровирусную терапию, у которых были зафиксированы явления вирусоологической неудачи, или же тех, кто на фоне достигнутой супрессии ВИЧ перешел на препараты из класса ИИ.

Обзор десяти исследований с участием наивных пациентов продемонстрировал, что использование ИИ позволяло достичь лучших параметров супрессии репликации ВИЧ. При анализе данных модифицированного назначенного лечения (mITT) отношение шансов (ОШ) составило 0,71 (95% ДИ, 0,59-0,86).

Поданализ сравнения режимов на базе ИИ как терапии первой линии по сравнению с режимами на базе ННИОТ (эфавиренз) показал также превосходство режимов на базе ИИ, что предположительно является следствием более низкой токсичности таких режимов (mITT, ОШ = 0,67, 95% ДИ, 0,54-0,84).

Результаты анализа исследований с участием пациентов с явлениями вирусологической неудачи, ранее получавших антиретровирусную терапию, выявил опять же преимущество режимов на основе ИИ (mITT ,ОШ= 0,27, 95% ДИ, 0,11-0,66).

Но для группы пациентов, ранее получавших антиретровирусную терапию и осуществивших смену режима на терапию с применением ИИ, такой переход имел некоторые риски негативных последствий (mITT, ОШ= 1,43, 95% ДИ, 0,89-2,31).

Три основных вывода этого большого мета-анализа данных клинического использования ИИ: первое — использование режимов на базе ИИ в качестве терапии первой линии имеет существенные преимущества; второе — первая линия терапии на базе ИИ существенно повышает в будущем вероятность справиться с явлениями вирусологической неудачи, если таковые возникли; третье — для пациентов, уже получающих АРВТ и достигших стабильно хороших вирусологических показателей, переход на терапию с использованием ИИ не сулит выгод и, напротив, содержит риски неудачи в лечении ВИЧ-инфекции.


  • Messiaen P, Wensing AM, Fun A, Nijhuis M, Brusselaers N, Vandekerckhove L. «Clinical Use of HIV Integrase Inhibitors: A Systematic Review and Meta-Analysis» PLoS One. 2013;8(1):e52562. Epub 2013 Jan 9.