Белок Ssu72 может стать основой нового подхода к терапии ВИЧ-инфекции

В октябре Genes & Development опубликовал результаты исследований группы ученых из Калифорнии (The Salk Institute for Biological Studies) и Огайо (Case Western Reserve University School of Medicine), которые выделили и изучили функцию белка, участвующего в процессе репликации вируса иммунодефицита человека. Изученный белок Ssu72 взаимодействует с известным вирусным белком, кодируемым геном tat, а функции последнего являются неотъемлемой частью жизненного цикла ВИЧ. Также регуляторный белок транс-активатор tat связывают с рисками злокачественного перерождения клеток при ВИЧ-инфекции.

Белок Ssu72 — это фосфатаза, данный энзим связывается с tat в процессе запуска репликации, а также выполняет функцию обратной связи, влияя на скорость репликации и ускоряя ее. Разорвав взаимодействие с белком Ssu72 можно устранить репликацию, впрочем, агентов, способных воздействовать на репликацию немало, а вот особенность данного белка в том, что он, в том числе, играет ключевую роль в запуске репликации ВИЧ, находящегося в «спящем» состоянии в клетках-резервуарах ВИЧ.

Вирусный белок tat в клетке выступает своего рода дозорным, выбирающим благоприятный момент, когда следует отдать сигнал к наступлению. Поиск уязвимости в функциональности tat не был простым, было изучено около 50 белков, взаимодействующих с tat, до того, как были обнаружены роль и значение Ssu72 — tat как нога, нажимающая на педаль газа, роль, которой выполняет Ssu72.

Ранее считалось, что небольшой белок tat выполняет довольно примитивные функции, и основным его «контрагентом» в клетке выступает белок CycT1, однако, предшествующее в цепочке событий, взаимодействие tat с Ssu72, по всей видимости, является куда более важным этапом в запуске репликации ВИЧ, к тому же CycT1, взаимодействующий с tat, и другие белки из этого ряда необходимы для нормального функционирования клетки и не могли быть избраны в качестве мишеней для воздействия на репликацию ВИЧ.

2261-2275.Визуализация модели этапов взаимодействия tat. Источник: doi:10.1101/gad.250449.114 Genes & Dev. 2014. 28: 2261-2275

Дело, как всегда, за «малым» — создать ингибитор Ssu72 и изучить его эффективность и безопасность. Впрочем, несмотря на то, что перспективы воздействия на Ssu72 весьма туманны, чрезвычайно важно, что обнаруживаются новые уязвимости ВИЧ, которые, возможно, лягут в основу создания лекарств с качественно новым уровнем эффективности.

Слева направо: Katherine Jones, Yupeng Chen & Lirong Zhang. Фото: Courtesy of the Salk Institute for Biological Studies

The Salk Institute for Biological Studies бы основан вирусологом Джонасом Солком, чьи родители были выходцами из России. Джонас Солк является автором первой эффективной вакцины от гриппа, которая применялась еще во времена Второй Мировой, но более он известен как автор вакцины IPV от полиомиелита. Сегодня Salk Institute — это одно из ведущих в мире исследовательских учреждений, в стенах которого трудились и продолжают трудиться в том числе и Нобелевские лауреаты. Будем надеяться, что и в этот раз Salk Institute выполнил точное попадание в цель.

• A new dent in HIV-1's armor, пресс-релиз, 23 октября, salk.edu.
  • Y.Chen, L.Zhang, C. Estarás и др. «A gene-specific role for the Ssu72 RNAPII CTD phosphatase in HIV-1 Tat transactivation» Genes Dev. October 15, 2014 28: 2261-2275.