Прорыв в технологии оценки резервуаров ВИЧ

Команда доктора Daniel Kaufmann (University of Montreal) совершила настоящий прорыв в технологиях исследования ВИЧ-инфекции: исследователям удалось примерно в 1000 раз улучшить точность обнаружения инфицированных ВИЧ CD4-лимфоцитов. Разработанная канадскими исследователями технология позволяет буквально «сфотографировать» каждую отдельную клетку, пораженную ВИЧ, даже если таких клеток всего одна, и даже менее одной на миллион. Результаты исследований команды Кауфмана были опубликованы 14 сентября в журнале Cell Host & Microbe.

Dr. Daniel Kaufmann laboratory, CRCHUMМикроскопия с применением новых подходов: Т-лимфоциты ВИЧ-инфицированного человека с окрашенной РНК ВИЧ (красный), структурными белками ВИЧ (зеленый) и ядрами клеток (синий).
Фото: Dr. Daniel Kaufmann laboratory, CRCHUM.

Впрочем, можно сказать, что поражающая своей точностью технология выявления инфицированных клеток стала побочным продуктом находки комбинации препаратов, способных очень эффективно активировать ВИЧ в пораженных клетках. Этими препаратами оказались бриостатин, лактон из группы макролидов, выделенный еще в 60-х годах из организма Bugula neritina, способный воздействовать на протеинкиназу-С, а также производное ингенола — сложное вещество растительного происхождения, показавшее, кроме всего, высокий противораковый потенциал. Эти препараты «будят» ВИЧ в разных типах клеток, затрагивая все виды резервуаров ВИЧ в крови человека.

Достигнув успеха с активацией резервуаров, ученые использовали наработки прошлых лет, и, соединив полихромную проточную цитометрию с методикой FISH (Patterson и др., 2001) получили инструмент, способный обнаруживать в крови пациентов клетки, содержащие РНК и белки ВИЧ с точностью до 0,5 на 1000000.

Когда настоящим ученым в руки попадает такой мощный инструмент, их сложно остановить, и команда из Монреаля тут же произвела целый каскад важных находок: они обнаружили значимые различия в структуре поражения разных типов клеток-резервуаров у людей с различной длительностью ВИЧ-инфекции; были обнаружены специфические особенности инфицированных ВИЧ клеток — маркеры истощения PD-1, CTLA-4 и TIGIT; была подтверждена повышенная чувствительность активированных клеток к проникновению в них ВИЧ; возникли основания полагать, что экспрессия ингибирующих ВИЧ рецепторов связана со склонностью таких клеток к вирусной транскрипции.

Использовав новую технологию, ученые существенно уточнили оценки размеров резервуаров ВИЧ, а также обнаружили неожиданно широкие различия размеров резервуаров у людей с достигнутой на фоне АРВТ супрессией ВИЧ. Возможность обнаруживать непосредственно на клетках и РНК ВИЧ, и gag белки ВИЧ позволяет фенотипировать пораженные клетки, что даст огромный материал для более глубокого понимания природы и течения ВИЧ-инфекции, а значит, и открывает новые пути к борьбе с вирусом.

В скором будущем технология будет воспроизведена во многих лабораториях мира, что неизбежно даст огромный массив данных, способных значительно углубить современный уровень знаний о ВИЧ-инфекции. Разработанная технология обещает быть относительно недорогой, и это дает некоторые основания ожидать проникновения ее и в клиническую практику, что позволит вывести персонализацию терапии ВИЧ-инфекции на качественно новый уровень.

• Baxter AE, Niessl J, Fromentin R. и др. «Single-Cell Characterization of Viral Translation-Competent Reservoirs in HIV-Infected Individuals» Cell Host Microbe. 2016 Sep 14;20(3):368-80. Epub 2016 Aug 18.

Не кажется ли вполне очевидной стратегия излечения? На фоне ВААРТ длительно принимать эти самые активаторы, тем самым исчерпав запасы резервуаров.

pdврач, редактор

Проблемы тут на поверхности следующие: тут речь об активации резервуаров в крови, их больше, второе, даже первое — АРВТ не устраняет клетку, она блокирует репликацию на том или ином этапе. Т.е. хорошо, что она не устраняет клетку, потому, что некоторые клетки нам очень как нужны и мы их не сделаем по щелчку новых, а вот активированная клетка истощится и погибнет. Т.е. — нет, активация не решает никаких проблем, пожалуй, вот так явно. Чего-то еще нужно тут.

Резервуары в крови при вн но должны сокращаться и эта методика может позволить наблюдать динамику?

pdврач, редактор