Возможные пути повышения приверженности АРВТ пациентов

Реформирование стандартов оказания помощи людям, живущим с ВИЧ

В существующем виде система стандартов предоставления помощи не соответствует потребностям ни специалистов, ее предоставляющих, ни конечных получателей услуг. В качестве рекомендаций, при составлении новых стандартов следует учесть:

  1. Новые стандарты должны содержать инструменты его реализации – протоколы оказания помощи (включая протоколы диагностики и лечения ВИЧ-инфекции, оппортунистических и сопутствующих заболеваний, протоколы консультирования по различным аспектам, связанным с ВИЧ-инфекцией и др.).
  2. Стандарт должен устанавливать минимумы качества и количества услуг, предоставляемых людям, живущим с ВИЧ, вне зависимости от региона проживания, социально-демографических, поведенческих и иных особенностей.
  3. В то же время, приветствуется детализация стандартов (создание протоколов) для отдельных целевых групп (потребители инъекционных наркотиков, мужчин, практикующих секс с мужчинами, работников коммерческого секса, пациентов с ко-инфекциями, пожилых пациентов и других групп).
  4. Необходимо предусмотреть систему регулярного пересмотра и/или обновления стандарта, с кратностью не менее 1 раза год. При этом дата регулярных обновлений должна быть известна заранее и согласована с датой составления и подачи регионами РФ заявок на закупку препаратов антиретровирусной терапии. Следует предусмотреть возможность экстренного обновления стандартов в случае возникновения существенных изменений (научных открытий, опубликования результатов исследований и т.п.) в области ВИЧ-инфекции. Составление стандарта и его обновление должно происходить в процессе обсуждения с привлечением как можно большего числа заинтересованных сторон, как минимум: а) научной общественности, б) специалистов, оказывающих услуги, в) некоммерческих организаций, работающих в данном секторе, г) представителей органов государственной власти, ответственных за реализацию стандарта.
  5. Стандарт, процедуры его применения и механизмы обновления, а так же результаты оценки качества и количества предоставляемых услуг на соответствие стандарту должны быть открыты для обсуждения широкой общественности.

Создание системы мониторинга качества и количества предоставляемых людям, живущим с ВИЧ, услуг (включая обеспечение препаратами антиретровирусной терапии)

Для гарантированного повсеместного применения стандартов качества помощи, предоставляемой людям, живущим с ВИЧ, необходимо создание системы мониторинга и оценки, которая позволяла бы максимально оперативно контролировать основные показатели качества предоставляемых услуг, а так же осуществлять периодические выборочные оценки углубленного уровня.
Компонентами системы мониторинга и оценки качества предоставляемой помощи могут быть:

  1. Национальная система мониторинга диспансеризации и лечения людей, живущих с ВИЧ. Предлагается создать единую федеральную базу данных, в которой были бы представлены сведения о диспансеризации пациента, получаемом или планируемом лечении, текущий клинический диагноз, результаты основных лабораторных исследований и, возможно, другие сведения, позволяющие контролировать качество предоставляемых услуг.
    Помимо контроля количественных показателей предоставляемой помощи и косвенного контроля качества, такая база данных потенциально может заменить собой имеющуюся на сегодняшний день систему подачи заявок на получение АРВТ и существенно уменьшить нагрузку, связанную с составлением отчетов. Создание национальной системы мониторинга позволит, кроме вышесказанного, стабилизировать качество лечения, уменьшить вероятность врачебных ошибок и повысить прозрачность процессов лекарственного обеспечения. К серьезным недостаткам данного предложения относится высокая стоимость разработки и внедрения данной системы, с учетом необходимости обеспечения ее безопасности, сохранения конфиденциальности данных о пациентах (последнее может быть решено при помощи кодирования, в базе данных нет необходимости хранить сведения идентифицирующие личность пациента, такие как фамилию, имя, возраст).
  2. Регулярная выборочная оценка качества предоставляемых услуг, по отзывам пациентов СПИД-центров (активный опрос).
    При реализации данного компонента следует особое внимание уделить независимости экспертов, ответственных за проведение данной оценки.
  3. Единый федеральный центр сбора информации о качестве предоставляемых людям, живущим с ВИЧ, услуг. Центр должен быть ориентирован в первую очередь на реципиентов услуг (пациентов СПИД-центров).
    Один из возможных вариантов реализации – создание интернет-портала, где пациенты могли бы сообщать обо всех имеющихся нарушениях, обмениваться мнениями, представлять рекомендации о повышении качества услуг. Портал так же может содержать информацию о стандартах качества, механизмах их обновления и реализации, предоставлять обратную связь о предпринятых действиях по проверке фактов заявленных нарушений и мерах по устранению выявленных.

Внедрение эффективных практик формирования и поддержания приверженности лечению

  1. Повышение привлекательности СПИД-центров для получателей услуг. Основой для программ привлечения пациентов должны служить данные о региональных особенностях ситуации по ВИЧ-инфекции. Общие рекомендации могут включать:
    • доступность СПИД-центра (удобное месторасположение и удобный для пациентов график приема),
    • создание благоприятной для пациентов атмосферы – минимизация очередей, возможность приема по записи, комфортные условия в комнате для ожидания и в кабинете специалистов,
    • возможность получения широкого спектра услуг,
    • доброжелательный и коммуникативно-компетентный персонал.

    В качестве положительного опыта привлечения пациентов могут быть рассмотрены примеры:

    • Свердловского областного центра СПИД (широкомасштабные рекламные кампании в СМИ, активное внедрение института равного консультирования, интенсивная аутрич-работа, создание благоприятной для клиентов атмосферы в СПИД-центре, пропаганда профессионального неосуждающего подхода к пациенту).
    • отдела медико-социальной и паллиативной помощи Республиканского центра СПИД, г.Казань, Республика Татарстан (создание сервис-центров для целевых групп, с возможностью получения разносторонней помощи, создание системы социального сопровождения, клиент-центрированный подход, система паллиативной помощи и ухода).
  2. Информирование пациентов центра и населения в целом по вопросам ВИЧ-инфекции. Могут применяться широкомасштабные информационные кампании или методики целевого воздействия. Примером эффективного целевого воздействия является «Школа пациента» – система регулярных занятий по установленной программе с целью формирования приверженности пациентов лечебно-профилактическим мероприятиям на основе расширенного информирования и группового взаимодействия.
    Опыт проведения школ пациента в рамках проекта «Учиться, чтобы жить», реализованного в 2008-2009 гг. Фондом развития Межсектороного социального партнерства показал эффективность и целесообразность данной методики.
  3. Создание мотивации на обучение для работников центров СПИД и предоставление возможности получения знаний и навыков по вопросам формирования и поддержания приверженности лечебно-профилактическим мероприятиям. Подобное обучение рекомендуется проводить в форме тренингов – методики обучения, характеризующейся высокими показателями эффективности усвоения теоретических знаний и возможностью получения первичного практического опыта. Рекомендуется широкомасштабное обучение специалистов методикам консультирования, как эффективного способа долгосрочного изменения поведения.
  4. Развитие системы взаимодействия специалистов, оказывающих услуги, необходимые людям, живущим с ВИЧ, формирование системы социального сопровождения.
    Положительный опыт создания и функционирования системы социального сопровождения имеется в регионах реализации программы Российского Красного Креста в 2010 г.

Стимулирование развития отечественной науки в области ВИЧ-инфекции

В условиях имеющегося существенного дефицита достоверных научных данных, полученных в соответствии с международными стандартами качества научных исследований, острой необходимостью является стимулирование развития отечественной науки в области ВИЧ-инфекции. Примерами прикладных направлений, нуждающихся в актуальных сведениях, являются:

  1. Первичная резистентность ВИЧ;
  2. Приверженность пациентов антиретровирусной терапии, факторы, ее определяющие, динамика изменений этих показателей;
  3. Оценка качества предоставляемых людям, живущим с ВИЧ, услуг.
Последнее обновление: 19.06.2011