Удержание пациентов в системе общественного здравоохранения посредством предоставления бесплатного доступа к лечению: результаты странового (Дания) когортного исследования

AIDS. 07 December 2011; [Epub ahead print].
Helleberg M, Engsig FN, Kronborg G. и др.

Цель исследования: оценить удержание ВИЧ-положительных пациентов (клиентов) в Датской системе здравоохранения за 15 лет наблюдения.

Методы исследования: клиент считался потерянным (потерянный клиент, ПК), если он не контактировал со СПИД-сервисными организациями в течение 365 дней. Данные для исследования были получены из Датского странового когортного исследования ВИЧ-инфекции, Датской страновой базы данных по госпитализациям и из Датской системы регистрации актов гражданского состояния. В исследовании оценивалась плотность инцидентности (ПИ), факторы риска ПК и его возврата в систему здравоохранения, относительный риск смерти (ОРС). Для анализа использовался метод регрессии Пуассона.

Результаты: в исследование вошли 4745 пациентов, наблюдавшихся в течение 36.692 человеко-лет. Пациенты удерживались в системе здравоохранения на протяжении 95,0% человеко-лет наблюдения (за все время исследования). Процент удержания повышался до 98,1% после начала приема антиретровирусной терапии (ВААРТ). ПИ для первого случая потери клиента на 100 человеко-лет наблюдения составила 2,6 (95%ДИ 2,5-2,8) и была существенно меньше после начала приема ВААРТ (1,2 (95%ДИ: 1,0-1,3)).
Вероятность возвращения в систему здравоохранения в течение пяти лет после потери составила 0,87 (95%ДИ: 0,84-0,90). Риск смерти существенно повышался после ПК (ОРС 1,9 (95%ДИ: 1,6-2,6)) и в течение первых шести месяцев после возвращения (ОРС 10,9 (95%ДИ: 5,9-19,9)).

Заключение: процент удержания клиентов в системе здравоохранения Дании высок, особенно, после начала приема ВААРТ. Отсутствие клиента в системе ассоциировано с повышением смертности. Мы полагаем, что высокий уровень удержания клиентов (пациентов) в системе здравоохранения может быть достигнут путем предоставления бесплатного доступа к лечению, при этом высокий уровень удержания клиентов взаимосвязан с благоприятными исходами.

Редактор раздела Дамир Бикмухаметов, перевод — Илья Антипин и Дамир Бикмухаметов.
PubMed® и логотип — зарегистрированный торговый знак National Library of Medicine