Терапия на основе зидовудина и эфавиренза имеет относительно высокие риски возникновения резистентности
Швейцарское исследование, опубликованное в ноябре в Clinical Infectious Diseases, показало относительно высокий риск возникновения резистентности при терапии, основанной на паре эфавиренз и зидовудин.
Были проанализированы данные результатов терапии 2263 человек, получавших лечение в период с 1999 по 2010 год. В исследовании оценивались пять терапевтических комбинаций первой линии: эфавиренз + зидовудин (n=524), эфавиренз + тенофовир (n=615), лопинавир + зидовудин (n=573), лопинавир + тенофовир (n=301) и зидовудин/ритонавир + тенофовир (n=250) — все комбинации в паре с ламивудином или эмтрицитабином.
Результаты вирусологической эффективности терапии были разделены на три степени рисков возникновения резистентности к проводимой терапии: низкий — устойчивая неопределяемая вирусная нагрузка (ВН, менее 50 копий/мл), умеренный — ВН до 499 копий на мл и высокий — ВН превышающая уровень 500 копий на мл. Длительность наблюдений за пациентами составляла до 6 лет.
Расчеты показали, что терапия комбинацией эфавиренза и зидовудина была сопряжена с самым высоким кумулятивным риском возникновения резистентности: 16% случаев в группе, из них в 2/3 случаев обнаруживалась определяемая ВН (≤ 500 копий / мл), и лишь в трети случаев была выявлена вирусологическая неэффективность (ВН > 500 копий / мл).
Кумулятивная резистентность, в схемах содержащих эфавиренз и тенофовир, составила 9%, и 5% — в схемах на основе атазанавира, усиленного ритонавиром в сочетании с тенофовиром.
Основной причиной неудовлетворительной эффективности или вирусологической неэффективности терапии являлась более высокая частота возникновения мутации M184V — данная мутация наблюдалась в группе эфавиренза и зидовудина более чем в два раза чаще, чем в сравниваемых схемах.
Дополнительная обработка данных с использованием регрессии пропорциональных рисков Кокса также подтвердила более высокие риски для схем на базе эфавиренза и зидовудина, по отношению к прочим современным сравниваемым схемам терапии.
По мнению исследователей, меньшие риски возникновения резистентности в схемах на основе тенофовира, в сравнении с зидовудином, обусловлены лучшей переносимостью тенофовира, меньшей токсичностью и более благоприятной фармакокинетикой.