Наступление на гепатит С откладывается?

В апреле 2012 года на ежегодном заседании Европейской ассоциации по изучению печени (EASL) в Барселоне были представлены впечатляющие данные исследования новейших препаратов для терапии вирусного гепатита С — без применения интерферона, комбинация нуклеозидного ингибитора РНК-полимеразы NS5B и ингибитора вирусного белка NS5A показала сенсационную 100% эффективность для генотипа 1 и 91% эффективность для 2 и 3 генотипа вируса гепатита С (ВГС). Речь идет о GS-7977 (ингибитор РНК-полимеразы NS5B, компания Gilead Sciences) и даклатасвире /daclatasvir (ингибитор NS5A, компания Bristol-Myers Squibb).

Именно продукт сотрудничества Gilead и Bristol-Myers Squibb (BMS) показал крайне обнадеживающие результаты, но в итоге эти результаты и стали причиной неопределенности перспектив дальнейшего сотрудничества в области создания нового препарата для терапии вирусного гепатита С. Начиная с весны этого года, представители обеих компаний стали крайне туманно высказываться о перспективах дальнейшего сотрудничества*.

Дело в том, что обе компании имеют собственные разработки, которые, теоретически и в отдаленной перспективе, позволяют единолично вывести на рынок «убийцу гепатита С», но в обоих случаях собственные исследования «недостающего звена» находятся на более ранних стадиях — в портфеле компании Gilead есть собственный ингибитор NS5A — рабочее название GS-5885, а у BMS есть собственный ингибитор NS5B с рабочим названием BMS-986094. Во втором случае — «был».

Ингибиторы NS5A Нуклеозидные ингибиторы полимеразы NS5B
Bristol-Myers Squibb daclatasvir BMS-986094
Gilead Sciences GS-5885 sofosbuvir (GS-7977)

Препарат находится во II фазе; в III фазе клинических испытаний.

В августе 2012 года BMS объявила о прекращении клинических испытаний ингибитора РНК-полимеразы NS5B под рабочим названием BMS-986094. Причиной остановки исследования послужила смерть одного из пациентов, и серьезное ухудшение состояния еще девятерых участников.

Комбинация даклатасвира и GS-7977 на сегодняшний день, по мнению многих экспертов, представляет собой наиболее перспективный «безынтерфероновый» режим терапии ВГС, а, учитывая текущие стадии исследований, комбинированный препарат имел бы шансы появиться на рынке уже в 2015-2016 годах.

Будут ли сотрудничать Gilead и BMS в создании перспективного препарата? С одной стороны, исследования Gilead комбинации GS-7977 с рибавирином показывают весьма неплохую эффективность, есть перспективы и у собственной комбинации ингибиторов NS5A/NS5B (GS-7977 и GS-5885)… а с другой стороны, в портфеле конкурента даклатасвир на финальной стадии испытаний с известной уже пангенотипической активностью и хорошей переносимостью. Здесь следует учесть и активность иных разработчиков — компания Abbott активно исследует тройную схему терапии ВГС: ингибитор протеазы ABT-450 + ненуклеозидный ингибитор полимеразы ABT-333 + рибавирин.

Учитывая высокую коморбидность гемоконтактных вирусных инфекций, ВИЧ-инфицированные пациенты, как никто другой, нуждаются в новых эффективных и безопасных режимах терапии гепатита С. Хотелось бы надеяться, что фармкомпании при принятии решений будут опираться не исключительно на финансовые перспективы, но и учтут интересы миллионов пациентов.


*См. Andrew Pollack «Collaboration on Hepatitis Drugs Lags» 19.04.2012, The New York Times.