Найден кандидат на прогностический биомаркер для ВИЧ/ВГС ко-инфицированных

PLoS One в мае публикует исследование, проводившееся на базе обсервационной когорты ВИЧ-инфицированных EuroSIDA (18277 пациентов из 108 клиник ЕС, Израиля и Аргентины). Исследование показало, что уровень гиалуроновой кислоты в плазме крови является сильным предиктором печеночной энцефалопатии и смерти.

Сегодня основным методом прогнозирования у ВГС и/или ВГВ-ко-инфицированных лиц является биопсия печени, которая сопряжена и с рисками осложнений, а из-за инвазивности процедуры вызывает большое число отказов от обследования со стороны пациентов. Прогностически значимый биологический маркер, да к тому же такой, который технически просто и дешево можно определять, может в будущем стать основным методом оценки темпов развития поражения печени у ко-инфицированных лиц, и данная находка безусловно позволит широко и своевременно проводить соответствующие лечебно-профилактические мероприятия в группе высокого риска.

Репозиторий плазмы крови ВИЧ-инфицированных EuroSIDA был основан в 1997 году, и содержит образцы плазмы наблюдаемых пациентов, собираемые один раз в полгода. В исследование было включено 1252 ВИЧ-инфицированных пациента из когорты EuroSIDA: 87,1% с лабораторно подтвержденной ко-инфекцией вирусного гепатита С (ВГС) и/или вирусного гепатита B (ВГВ), а в 12,9% случаев это были носители антител ВГС, но без определяемой вирусной нагрузки.

Во всех образцах измерялся уровень гиалуроновой кислоты в плазме крови. Диапазон значений гиалуроновой кислоты (ГК) в плазме крови здорового населения составляет 0-75 нг/мл, и в изученной группе медиана уровня ГК составила 33,9 нг/мл (межквартильный размах [МР] 17,9–69,1). Уровень ГК был выше у ВГС ко-инфицированных лиц с хроническим течением гепатита по сравнению с ко-инфицированными ВГВ или с лицами, перенесшими ВГС без хронизации (соответственно, нг/мл, [МР]: 37,7 [18,8-76,8], 31,4 [18,0-63,4] и 27,5 [15,7-51,1]).

Медиана периода наблюдения составила 8,2 года, за все время в изучаемой группе было зафиксировано 84 серьезных заболевания печени, в 32 случаях приведших к печеночной энцефалопатии и в 52 случае — к смерти.

Высокий уровень ГК плазмы был связан с 45% риском возникновения тяжелого заболевания печени, при умеренно повышенном уровне ГК риск составлял 45%, в группе с нормальным уровнем ГК риск составил всего 1%.

После коррекции данных с учетом потенциально значимых факторов было установлено, что умеренно повышенный уровень ГК (от 75 до 250 нг/мл) связан с пятикратным повышением риска возникновения тяжелой печеночной патологии (5,22; 95% ДИ, 2,86-9,26, p = 0,0007), тогда как высокий уровень ГК (более 250 нг/мл) был связан с почти тридцатикратным ростом рисков (28,22; 95% ДИ, 14,95-46,00, p < 0,0001).
Пациенты с неблагоприятным исходом по причине печеночной патологии демонстрировали рост уровня ГК на 111,1 нг/мл в год (р <0,0001), тогда как у пациентов без таковых исходов рост составил 1 нг/мл в год.

Исследователи обращают внимание на то, что повышение уровня ГК может быть связано с такими факторами, как воспаление синовиальных оболочек, разрушения хрящевой ткани, например, при ревматоидном артрите, также уровень ГК повышается при приеме пищи, поэтому важно производить забор крови натощак.

Для введения измерения ГК в клиническую практику еще далеко, потребуются более масштабные и прицельные исследования для выработки конкретных клинических рекомендаций по использованию ГК как биологического маркера риска развития тяжелой печеночной патологии при ВИЧ-ВГС и/или ВГВ ко-инфекции, пока уровень ГК всего лишь кандидат, но весьма перспективный.


Peters L, Mocroft A, Soriano V. и др. «Hyaluronic Acid Levels Predict Risk of Hepatic Encephalopathy and Liver-Related Death in HIV/Viral Hepatitis Coinfected Patients» PLoS One. 2013; 8(5): e64283.