Если терапия начата во время беременности поздно — две опции

IAS2015На конференции IAS 2015 в Ванкувере были представлены данные двух исследований, посвященных снижению риска передачи ВИЧ от матери к ребенку в условиях, когда антиретровирусная терапия начата позднее рекомендованных сроков, и есть высокая вероятность не достичь достаточного подавления ВИЧ к моменту родов.

Fatima Kakkar (University of Montreal) представила данные применения ралтегравира (Исентресс) в ситуациях высокого риска у беременных женщин. Текущие руководства в США и ЕС предполагают использование тех же предпочтительных режимов во время беременности, что предусмотрены для мужчин и женщин, однако, ралтегравир относится к альтернативным режимам, так как в отношении него объем накопленных данных о безопасности не считается достаточным, в настоящее время ралтегравир классифицирован FDA как класс С тератогенности и обычно не применяется у беременных.

В этом небольшом исследовании ралтегравир использовался в исключительных ситуациях повышенного риска у женщин, где примененный подход не давал достаточных шансов добиться низкой вирусной нагрузки к родам. В исследование было включено 18 женщин в период с 2010 по 2015 годы, показаниями к применению режима АРВТ на базе ралтегравира являлась вирусная нагрузка >1000 копий/мл в третьем триместре, несмотря на получаемую терапию (n=7); начало АРВТ незадолго до родов (n=7); выявленная резистентность к терапии (n=6).

Медиана начала терапии на базе ралтегравира составляла 32 недели, медианный срок родов составил 38 недель, а средний вес новорожденных — 3,1 кг. Оценка младенцев по шкале Апгар не отличалась существенно от младенцев, чьи матери получали стандартную терапию во время беременности, лабораторные показатели также были схожими, за исключением повышенного билирубина в случаях, где применялся атазанавир в составе терапии.

Из 18 женщин неопределяемая вирусная нагрузка была достигнута в 14 случаях, к моменту родов медиана уровня CD4-клеток составляла 370 в мкл (от 105 до 656 клеток/мкл), у четырех участниц, где не была достигнута неопределяемая нагрузка, ВН составляла 40, 248, 910 и 55000 копий РНК ВИЧ в мл. У женщины с ВН на момент родов 450 копий в анамнезе была неудовлетворительная приверженность, мутации резистентности к НИОТ, ННИОТ и ИП. Ни одна из участниц не отмечала неблагоприятных явлений, которые можно было бы связать с применением ралтегравира.

Случаев передачи ВИЧ от матери к ребенку в исследуемой группе зафиксировано не было, как и врожденных дефектов и аномалий развития. Данные исследования согласуются с результатами недавнего исследования, опубликованного в мае в Clinical Infectious Diseases . Суммарные данные этих двух исследований дают основания полагать, что схемы АРВТ на базе ралтегравира являются безопасной и эффективной опцией для беременных женщин, особенно в тех случаях, когда терапия начата поздно, и требуется быстро достичь подавления репликации ВИЧ.


  • Trahan M.J. (докладчик Kakkar F.) «Raltegravir for prevention of mother-to-child transmission of HIV» 8th IAS Conference on HIV Pathogenesis, Treatment, and Prevention (IAS 2015), Vancouver, 2015. TUAB0105.

Marc Lallemant (Programs for HIV Prevention and Treatment group, PHPT) на IAS 2015 обнародовал данные изучения режимов «интенсификации АРВТ». В ходе III фазы данного мультицентрового исследования в период с 2010 по 2014 год 88 матерей, получавших АРВТ (усиленный лопинавир/зидовудин/ламивудин) менее 8 недель перед родами, и новорожденных получали интенсифицированную АРВ-схему терапии, которая включала для женщин невирапин в родах, а новорожденные получали невирапин, зидовудин и ламивудин в течение двух недель, а затем две недели только зидовудин и ламивудин, вместо стандартного варианта терапии зидовудином в течение недели.

Младенцы были протестированы на ВИЧ при рождении, в один, два, четыре и шесть месяцев. Передача в родах определялась методом ПЦР через 48 часов, ни одного случая вертикальной передачи от матери к ребенку в изучаемой группе не произошло.

На основании данных исследования PHPT, в которое было включено 3737 пар мать-дитя, доктор Лаллеман с коллегами построили оригинальную модель передачи ВИЧ в родах, анализ данных и применение данной модели показали, что апостериорная вероятность передачи ВИЧ при режиме интенсификации составляет 0,4% (95% ДИ, 0,1-0,4), тогда как подход без интенсификации при указанных условиях имел вероятность передачи 2% (95% ДИ, 0,3-5,2).

Предложенный подход интенсификации, изученный в рамках исследования PHPT, демонстрирует весьма высокие параметры предотвращения передачи ВИЧ от матери к ребенку у женщин, которые получали короткий курс АРВ-терапии перед родами — вероятность двукратного снижения риска 80% и 94,1% вероятность лучшего результата, по сравнению со стандартным вариантом терапии. Следует отметить, что режим интенсификации основан на применении дешевых и хорошо изученных препаратов, которые доступны повсеместно.


  • Lallemant M. и др. «Antiretroviral intensification to prevent intrapartum HIV transmission in late comers» 8th IAS Conference on HIV Pathogenesis, Treatment, and Prevention (IAS 2015), Vancouver, 2015. MOAC0204.