Обнаружена еще одна потенциальная уязвимость ВИЧ?

Исследователи Лаборатории молекулярной биологии в Кембридже и University College London обнаружили и изучили динамические белковые структуры в капсиде ВИЧ, которые, по мнению исследователей, позволяют избегать вирусу обнаружения иммунной системой. Результаты данного исследования опубликованы в журнале Nature в августе.

После проникновения вируса в клетку, ВИЧ должен на основе своей РНК создать двухцепочечную ДНК — так называемый провирус, пригодный для интеграции в геном клетки, собственно после окончания данного процесса клетку и можно считать инфицированной, способной производить новые вирионы. Чтобы «переписать» РНК в ДНК требуются нуклеотиды, которые находятся в цитоплазме клетки и которые вирус собирает вокруг себя, и в ходе этого процесса, возможно, на некотором этапе вирус является все еще целостной структурой, защищенной капсидом. Механизм проникновения нуклеотидов через капсид до последнего времени известен не был, более того — такой сценарий и не рассматривался.

Как выяснили британские исследователи, процесс проникновения нуклеотидов внутрь капсида ВИЧ связан с динамическими белковыми структурами, которые довольно быстро могут менять свою структуру, подобно диафрагме фотоаппарата открывая и закрывая отверстие, через которое и поступают нуклеотиды, и не проникают ненужные или даже опасные для ВИЧ молекулы.

David A. Jacques, William A. McEwan, Laura Hilditch, Amanda J. Price,Greg J. Towers& Leo C. James, Nature 536, 349–353 (18 August 2016)

Определив структуру данных белков, команда исследователей смогла подобрать молекулу, способную ингибировать эти вирусные «поры», такой молекулой оказался гексакарбоксибензол, впрочем, этот ингибитор способен работать только in vitro, внутрь человеческой клетки данную молекулу доставить не получится.

Работа британских исследователей скорее ставит больше вопросов, чем дает ответов. Стало понятно, что вирус, возможно, не теряет капсид после проникновения в клетку, или же это происходит позже, чем считалось, а процесс обратной транскрипции, возможно, начинается при целостном капсиде, однако, не вполне ясно, как долго и до какого именно этапа обратная транскрипция происходит внутри капсида, происходит ли так всегда или иногда, при каких именно условиях.

Результаты данного исследования во многом противоречат имеющимся и весьма убедительным данным о том, что капсид все же распадается внутри клетки, или же, возможно, не противоречат, а дополняют, открывая новую, неизвестную ранее особенность вируса — некий этап внутрикапсидного синтеза ДНК. Остается надеяться, что дальнейшие исследования прольют свет на происходящее с вирусом после проникновения в клетку и на то, как именно и при каких условиях происходит обратная транскрипция, и вот уже эти данные потенциально могут дать новые мишени и позволить создать более совершенное оружие для борьбы с ВИЧ на важнейшем этапе создания провирусной ДНК.

• Jacques DA, McEwan WA, Hilditch L. и др. «HIV-1 uses dynamic capsid pores to import nucleotides and fuel encapsidated DNA synthesis» Nature. 2016 Aug 18;536(7616):349-53.
  • Discovery of key component of HIV yields new drug target, 10 августа 2016, ScienceDaily.