Эфавиренз реабилитирован для беременных

CROI2017Эфваиренз длительное время не был рекомендован для применения во время беременности, однако накопленные данные изменили позицию экспертного сообщества. Сегодня Министерство здравоохранения и социального обеспечения США (DHHS) хотя и не рекомендует применение эфавиренза для женщин, планирующих беременность, но и не рекомендует смену режима, если беременность наступила на фоне успешной терапии, включающей эфавиренз. British HIV Association (BHIVA) и Всемирная организация здравоохранения в актуальных ключевых руководствах не предусматривают ограничения по применению эфавирензза в первые 8 недель беременности. Впрочем, некоторая неопределенность все же оставалась, исследование Tsepamo ставило перед собой задачу попытаться закрыть вопрос о безопасности эфавиренза во время беременности.

Данные, полученные в рамках исследования Tsepamo, проводившегося в Ботсване с 2014 года по 2016 год, были представлены Rebecca Zash (Beth Israel Deaconess Medical Center, Бостон) на CROI 2017 в Сиэтле.

Обсервационное исследование охватывало примерно 45% всех детей, родившихся в Ботсване за 2 года. Исследуемая популяция охватила 47027 родов, из которых 11932 были у ВИЧ-инфицированных матерей, 5780 были у матерей, принимающих АРВТ на момент зачатия.

Участники исследования получали следующие варианты АРВ-режимов:

  • тенофовир, эмтрицитабин и эфавиренз (TDF / FTC / EFV, n=2503);
  • тенофовир / эмтрицитабин / невирапин (TDF / FTC / NVP, n=775);
  • зидовудин / ламивудин / невирапин (ZDV / 3TC / NVP, n=1403);
  • тенофовир / эмтрицитабин / лопинавир / ритонавир (TDF / FTC / LPV/г, n=237);
  • зидовудин / ламивудин / лопинавир / ритонавир (ZDV / 3TC / LPV/г, n=169).

Заметим, что Ботсвана была в изучаемый период была бы весьма похожа на Россию в плане распространенных режимов терапии у беременных женщин, если бы не распространенность режима на базе Атриплы, но сегодня в Ботсване у беременных доминируют режимы на базе долутегравира и аналогии уже не получится проводить.

Учитывались следующие результаты: мертворождения, преждевременные роды (до 32 недель), ранние и очень ранние роды, смерть новорожденных по всем причинам. Скорректированное отношение рисков включало число беременностей, возраст матери, образование. Относительный риск неблагоприятных исходов был рассчитан для каждого режима против режима на базе эфавриенза.

Преждевременные роды отмечались в 19% для режима TDF / FTC / NVP, и возрастали до 30% при режиме ZDV / 3TC / LPV/г. Риск очень ранних родов был вдвое выше (отношение шансов, ОШ=2,2, 95% ДИ, 1,3,3,8) при режиме ZDV / 3TC / LPV/г, ранних – почти в 1,5 раза выше при режиме ZDV / 3TC / NVP (ОШ=1,4, 95% ДИ, 1,1-2,0), по сравнению с режимом TDF / FTC / EFV.

Мертворождения реже всего встречались у женщин, получавших TDF / FTC / EFV, а при режиме ZDV / 3TC / NVP риск возрастал более чем в 2 раза (ОШ=2,2, 95% ДИ, 1,6-2,3).

Смерть новорожденных также была самой низкой у матерей, которые получали TDF / FTC / EFV. Режим ZDV / 3TC / NVP увеличивал шансы в 2 раза (ОШ=1,9, 95% ДИ, 1,1-1,3), а при режиме ZDV / 3TC / LPV/r – в 4 раза (ОШ=4,0, 95% ДИ, 1,8-9,2).

Данные исследования Tsepamo весьма убедительно показывают, что выбор режима терапии в Российской Федерации для женщин, планирующих беременность и смена терапии с эфавирензем во время беременности, скорее всего, не снижает, а напротив – повышает риски неблагоприятных исходов беременности.


  • Zash R, Jacobson D, Diseko M. и др. «Adverse birth outcomes differ by ART regimen from conception in Botswana» Conference on Retroviruses and Opportunistic Infections (CROI 2017), Seattle, 2017. 25.