«Берлинский пациент», «пациент из Трентона»… надежда на радикальное средство от ВИЧ-инфекции крепнет

Уходящий год дал миру историю «пациента из Трентона». Это один из шести пациентов, которые получали экспериментальную клеточную иммунотерапию SB-728, разработанную Sangamo BioSciences, Inc.

Терапия SB-728 основана на экстракорпоральной обработке собственных лимфоцитов с использованием технологии «цинковых пальцев» (Zink FiNgers, ZFN). Эта технология компании Sangamo позволяет прицельно вносить изменения в структуру ДНК в терапевтических целях, в данном случае изменения вносились в гены, кодирующие корецептор CCR5.

Тимоти Браун (Timothy Brown)Timothy Brown, фото POZ, июнь 2011C мутацией гена белка-корецептора CCR5 связывают резистентность к ВИЧ-инфекции, надежной считается мутация, содержащаяся в обоих генах. Среди жителей Москвы, например, носителей такой мутации всего 0,6%. Предполагается, что существуют и иные редкие, пока не изученные, механизмы генетической устойчивости к ВИЧ-инфекции. Первый человек, официально считающийся излеченным от ВИЧ-инфекции, Тимоти Браун (Timothy Brown), известный как «берлинский пациент», получил естественную мутацию рецептора CCR5 после пересадок костного мозга в рамках терапии лейкемии. Широкое применение подобного подхода исключено, т.к., с одной стороны, существует дефицит доноров с мутацией гена белка-корецептора CCR5, а с другой стороны, химеотерапия и последующая пересадка костного мозга весьма рискованная процедура с достаточно высоким уровнем летальности.

Терапия SB-728 оказалась неуспешной у пяти пациентов, и лишь у «трентонского пациента» более 13% CD4 клеток были лишены гена CCR5 после терапии, что в два раза больше, чем у других участников исследования. Это связывают с тем, что «трентонский пациент» исходно имел неполную мутацию CCR5.

В отличие от «берлинского пациента», пациент из Трентона не излечился от ВИЧ-инфекции, но он обнаружил способность контролировать вирусную нагрузку на неопределяемом уровне без антиретровирусной терапии в течение 12 недель. Данные этого исследования позволили предположить, что всего лишь 10% CD4 клеток, свободных от ВИЧ, позволяют контролировать инфекцию.

В настоящее время исследователи ищут пути увеличения процента CCR5-дефицитных клеток у пациентов, не имеющих никаких мутаций в отношении генов данного рецептора.

Оппоненты возражают, что терапия, требующая генной инженерии в каждом отдельном случае, не применима к решению проблемы глобальной эпидемии. Безусловно, на сегодняшний день это абсолютно справедливое возражение, но история показывает нам массу примеров, когда невероятно дорогие технологии становятся массово доступными буквально спустя несколько лет. В любом случае, данные исследования несут ценнейшую информацию о механизмах иммунной защиты, которая может найти практическое приложение в других решениях.