Тенофовир 2.0

CROI2015Компания Gilead активно исследует свой перспективный нуклеотидный ингибитор обратной транскриптазы — TAF (tenofovir alafenamide, ранее — GS-7340). TAF является пролекарством тенофовира—химически модифицированной формой лекарственного средства, которая в биосредах в результате метаболических процессов превращается в само лекарственное средство, а значит, требует гораздо меньших доз, в случае с TAF это всего 10 мг активного вещества. Что это изменит в плане переносимости, будет ли меньше нефротоксичность данного препарата, как это повлияет на эффективность? Ответы на эти вопросы прозвучали на Конференции по ретровирусам и оппортунистическим инфекциям (CROI 2015) в докладах Дэвид Уол (David Wohl, University of North Carolina) и Пола Сакса (Paul Sax, Brigham and Women's Hospital, Бостон).

Дэвид Уол привел сводные данные двух исследований эффективности и безопасности TAF III фазы клинических испытаний (GS-US-292-0104 и GS-US-292-0111), в которых принимало участие 1733 пациента из стран Европы, Северной и Латинской Америки, которые получали 10 мг TAF или 300 мг тенофовира в сочетании с эмтрицитабином, элвитегравиром и кобицистатом.

Оба режима продемонстрировали одинаковую высокую эффективность: к 48 неделе исследования 92% в группе TAF и 90% в группе тенофовира достигли вирусной нагрузки менее 50 копий РНК ВИЧ в мл, медианный уровень CD4 клеток вырос в группе TAF на 211, а в группе тенофовира на 181 клетку в мкл. Способность TAF подавлять репликацию ВИЧ не зависела от исходной вирусной нагрузки и уровня CD4-лимфоцитов, от пола, расы или возраста.

Терапия хорошо переносилась, в группе TAF из-за неблагоприятных явлений терапию прекратило лишь восемь участников, и тринадцать в группе тенофовира. Те или иные неблагоприятные явления, связанные с терапией, отмечало 40% участников в обеих группах, в большинстве своем они были легкими или умеренно выраженными: диарея (18%), тошнота (16%), головная боль. Выраженные неблагоприятные явления также наблюдались с практической равной частотой (8% TAF, 7% TDF), а к прекращению приема это привело в 0,9% и 1,5% соответственно.

Дэвид Уол так резюмировал данные исследований: «TAF ничем особенным не выделяется, чего бы не наблюдали у тенофовира».


В докладе Пола Сакса были отражены данные о безопасности TAF: влияние на обмен липидов, костную ткань, и, что представляет особый интерес — почки.

Отличительной чертой TAF является то, что он создает в плазме крови концентрации меньшие, чем тенофовир, примерно на 90%, а вот внутриклеточные концентрации для TAF в четыре раза выше тех, что создает тенофовир, что не могло не отразиться на степени влияния на различные метаболические параметры.

Скорость клубочковой фильтрации в группе TAF снижалась меньше (-6,6%), чем в группе тенофовира (-11,2%), также снижение было ограниченным по времени, и основное падение приходилось на первые 48 недель исследования.

В группе TAF примерно у четверти (26%) пациентов отмечалось значимое (не менее 3%) снижение плотности костной ткани позвоночника и в 17% случаев снижение плотности бедренной кости. В группе тенофовира таковое снижение наблюдалось существенно чаще и наблюдалось у 45-50% пациентов. К 48 неделе по данным денситометрии плотность ткани позвоночника снижалась в группе TAF на -1,30 против -2,86 в группе тенофовира, для бедренной кости значения составили -0,66 и -2,95 соответственно.

В отношении влияния на липидный профиль существенных отличий влияния TAF и тенофовира выявлено не было, однако, TAF оказывал чуть большее отрицательное влияние на уровень липопротеинов низкой и высокой плотности.


Компания Gilead подала заявку на регистрацию фиксированной комбинации доз элвитегравира, кобицистат, эмтрицитабина и тенофовира алафенамида (TAF) в прошлом ноябре, одобрение регулятором США нового препарата, который практически повторяет уже вышедший на рынок Стрибилд, и в котором будет заменен тенофовир на его пролекарство, следует ожидать летом 2015 года.


  • Wohl D. и др. «Tenofovir alafenamide (TAF) in a single-tablet regimen in initial HIV-1 therapy» CROI 2015, Seattle, 113LB, 2015.
  • Sax P. и др. «Renal and bone safety of tenofovir alafenamide vs tenofovir disoproxil fumarate» CROI 2015, Seattle, 143LB.