Новый взгляд на липодистрофию при ВИЧ

В Сиэтле на конференции CROI Grace McComsey (Case Western University in Cleveland) сообщила результаты исследования ACTG A5260s — влияния ВИЧ-инфекции на накопление и перераспределение жировой ткани при ВИЧ-инфекции. Традиционно липодистрофию при ВИЧ связывали с антиретровирусными препаратами, но, судя по всему, все оказалось несколько сложнее.

Липодистрофия — патологическое состояние, характеризующееся зачастую патологией жировой ткани. Различают два основных вида липодистрофии - атрофия и гипертрофия.

Митохондриальная токсичность и ее влияние на жировую ткань не вызывает вопросов, данное влияние хорошо изучено, и наиболее токсичные препараты, такие как ставудин, например, на сегодня не рекомендованы для терапии ВИЧ-инфекции. Впрочем, и ранее такие эффекты, как накопление жира в брюшной полости, не связывали с митохондриальной токсичностью, а возлагали вину на ингибиторы протеазы. Впрочем, широкое использование препаратов из класса ННИОТ не устранило проблему, и за двадцать лет исследований причина отложений висцерального жира при ВИЧ понятнее не стала.

В исследовании ACTG A5260s изучалось центральное ожирение у 1809 ВИЧ-инфицированных людей, начавших АРВ-терапию с тенофовира и эмтрицитабина, в сочетании с усиленным атазанавиром или дарунавиром, или же ингибитором интегразы ралтегравиром.

Демографический состав участников был следующий: медианный возраст 36 лет, 44% мужчины, медиана вирусной нагрузки на начало терапии более 34000 копий, а уровень CD4 — 351 клеток/мкл.

В среднем увеличение объемов подкожного жира составило 25%, а висцерального жира — 35%. Более чем 30% увеличение объема вицсцерального жира за два года наблюдений является весьма тревожным фактом.

Была обнаружена сильная связь исходной вирусной нагрузки с увеличением жировой ткани. С точки зрения биохимии увеличение объемов висцерального жира было связано с низким уровнем лептина и повышенным уровнем адипонектина, впрочем, последнее скорее следствие, так как адипонектин синтезируется жировой тканью. Увеличение подкожного жира на конечностях имело сильную связь с уровнем интерлейкина IL6 и ростом уровня d-димера, а также исходно низким уровнем CD4-клеток. Последнее не является сюрпризом, так как падение массы тела при прогрессировании ВИЧ-инфекции, весьма очевидный эффект.

Таким образом, значимого влияния выбранной терапии обнаружено не было. Даже после поправки на уровни маркеров воспаления именно исходная вирусная нагрузка являлась наиболее значимым фактором, связанным с увеличением объема жировой ткани у ВИЧ-инфицированных.


  • McComsey GA. и др. «Body composition changes after initiation of raltegravir or protease inhibitors» CROI 2015, Seattle, 140.

ННИОТы применяются с НИОТами, которые в свою очередь и нарушают липидный профиль и баланс веществ в организме. Проблема существенно снизится при приеме ННИОТов с ИИ.