Гепатоцеллюлярная карцинома после излечения от гепатита С у пациентов с циррозом

EASL2016Неожиданно высокая частота гепатоцеллюлярной карциномы (ГЦК) наблюдается среди пациентов с циррозом, которые успешно прошли лечение вирусного гепатита С (ВГС) новыми препаратами прямого действия. Доклад на эту тему был представлен Federica Buonfiglioli и Stefano Brillanti (University of Bologna International) на прошедшем Liver Congress в Барселоне.

В исследование были включены 334 ВИЧ-негативных пациентов с циррозом печени (Child-Pugh класса А или В), большинство (60%) — мужчины, медианный возраст составлял 63 года. Первый генотип обнаруживался в 69% случаев, а более половины ранее потерпели неудачу с классической терапией гепатита С. Участники исследования получали следующие режимы терапии:

  • софосбувир (Sovaldi) + симепревир (Olysio): 34%;
  • омбитасвир / паритапревир / ритонавир / дасабувир (Viekirax / Exviera): 22%;
  • софосбувир + рибавирин: 17%;
  • софосбувир + даклатасвир (Daklinza): 16%;
  • софосбувир / ледипасвир (Harvoni): 10%.

Устойчивый вирусологический ответ (SVR12) был достигнут у 89% пациентов. Активная ГЦК обнаруживалась у 26 пациентов (7,6%) в период от окончания терапии до 24 недель после терапии, УВО было достигнуто у 22 пациентов из данной группы. В 81% случаев обнаруживался единичный опухолевый узел, в пяти случаях таковые узлы были множественными.

Рак печени развился у 17 пациентов (29%) с ГЦК в анамнезе, без ГЦК в анамнезе частота рака печени составила 9 случаев (3,2%), что незначительно выше ожиданий.

Данное ретроспективное исследование показало, что у пациентов с циррозом и гепатоцеллюлярной карциномой довольно высоки риски рецидива и развития рака печени после элиминации вируса гепатита С, тогда как отсутствие ГЦК в анамнезе не несет явного увеличения рисков.

Исследователи отвергают возможность связи рецидивов ГЦК с противовирусными средствами, объясняя увеличенные риски как раз высокой эффективностью препаратов — быстрое падение вирусной нагрузки, снижение воспалительной реакции в печени одновременно снижает уровень иммунной атаки, что дает новые шансы имеющимся измененным клеткам на рост.

Данные итальянских ученых согласуются с результатами, полученными испанскими врачами в менее многочисленном исследовании (n=103), где медианное значение рецидивов ГЦК за 24 недели наблюдений составило 28%.

Полученные данные свидетельствуют о том, что риски рецидивов ГЦК у пациентов с циррозом представляют серьезную проблему, несмотря на высочайшую эффективность препаратов прямого действия. Цирротические пациенты с гепатоцеллюлярной карциномой в анамнезе (а также с неустановленными новообразованиями в печени) требуют дополнительного регулярного скрининга на предмет рецидивов новообразований печени после успешной терапии ВГС.


Buonfiglioli F и др. «Development of hepatocellular carcinoma in HCV cirrhotic patients treated with direct acting antivirals» International Liver Congress, Barcelona, 2016. LBP506.
Reig M и др. «Unexpected early tumor recurrence in patients with hepatitis C virus -related hepatocellular carcinoma undergoing interferon-free therapy: a note of caution» Journal of Hepatology. J Hepatol. 2016 Apr 12. pii: S0168-8278(16)30113-1.

Клинические исследования препаратов прямого действия ещё далеко не завершены.

Новые препараты против гепС преподносятся как панацея в 97% случаев. Но видимо не всё так просто. И причём тутКапитан Очевидность? )

Смотрите дизайн. С циррозом печени (Child-Pugh класса А или В) и речь о рецидивах. Значение слова рецидив, думаю, объяснять не нужно. 97% или больше или меньше — есть штука контекстная, если печень повреждена чрезвычайно, а цирроз это именно оно, то это все же немного иная история.

Пишешь врачу о том что у имеешь вич и цирроз в исходе ХВГС-он рекомендует вылечить гепатит С,излечение от которого приводит к ГЦК.И это все же немного странная история

Читайте внимательно. Речь идет о рисках ГКЦ там где он уже была. О рецидивах. Ну, не лечите гепатит, тут то исходы более чем очевидны. Вообще при любых опухолях есть риски рецидива и следить имеет смысл. Русским же по белому — там где не было, там риски не растут.