Плотность костной ткани и раннее начало терапии
Небольшое исследование влияния раннего начала терапии на плотность костной ткани было опубликовано в конце июня в журнале Lancet. Исследование охватывает 399 ВИЧ-инфицированных людей, среди которых в 195 случаях была начата ранняя терапия, а в 204 – отсроченная.
В группе раннего начала терапии была обнаружена несколько большая потеря костной ткани – разница 1,5% для бедренной кости и 1,6% для костей позвоночника. Разница в потере костной ткани наблюдается лишь в первый год терапии.
Плотность костной ткани достигает у человека своего пика в возрасте до 30 лет, а затем с годами резорбция костной ткани начинает несколько преобладать над синтезом, таким образом, существенная потеря костной ткани после 30 лет по любой причине редко может быть компенсирована без фармакологического вмешательства, а значит, сохранение естественного состояния костной ткани в зрелом возрасте представляется важной стратегической задачей.
Случаи более значительной потери костной ткани в первый год терапии известны, помимо естественной потери плотности и влияния АРВ-препаратов, ученые связывают этот феномен и с самим влиянием ВИЧ-инфекции, но в большей мере с иммунной реконституцией.
Возможно, что раннее начало терапии в период, когда иммунитет более сохранен, запускает более «яркое» восстановление иммунной системы. Некий каскад событий, сопровождающий восстановление иммунитета, протекая с большей интенсивностью, чем при отсроченной терапии, индуцирует чуть большую потерю костной ткани. При этом при отсроченной терапии, когда компенсаторные возможности исчерпаны в значительно большей мере, и, возможно, амплитуда изменений в иммунной системе ниже, влияние на костную ткань после начала АРВТ чуть меньше. Впрочем, это всего лишь догадки.
Пока мы знаем, что потеря плотности костной ткани при раннем начале терапии не является критической, явно не несет дополнительных краткосрочных рисков переломов. Также мы не знаем, кто окажется в преимущественных условиях при более длительном периоде наблюдения.
Исследователи указывают на некоторые ограничения в данном исследовании, в первую очередь – на небольшой период наблюдения (всего два года), на недостаточный процент участников женского пола и ряд других недостатков, которые, по мнению авторов, требуют весьма осторожной интерпретации данных. Также авторы указывают, что преимущества раннего начала АРВТ явно перевешивают возможные риски, связанные с плотностью костной ткани и раннем начале терапии.
Впрочем, данное исследование заставляет более пристально взглянуть на проблему ускоренной потери плотности костной ткани при ВИЧ-инфекции в целом, а также о возможных мероприятиях в начале терапии, направленных на минимизацию эффекта потери плотности в первый год, при ранней или отсроченной терапии.
Исследования в этой области уже есть, а результаты их весьма позитивны. Дело за малым – изучить в более масштабных исследованиях безопасность и эффективность специфических мероприятий, направленных на профилактику потери костной ткани в начале АРВТ,а также определиться с практическими подходами.